12+

13 июля Старая Русса отметит день города!

День города

«Сегодня день города Старая Русса,

И жаркое солнце пораньше встаёт,

По улицам, с детства  знакомым, пройдусь я

И вместе со мной – старорусский народ.

Традицией стало у нас на Руси

День города свой отмечать.

И каждый рушанин стремится прийти –

День города встретить опять.

Идут к стадиону колонны рабочих –

нарядных, весёлых девчат и парней,

гулянье широкой волною до ночи

продлится  в честь Руссы любимой моей.

По речке Порусье Садко знаменитый

Подъедет на древнем своём корабле

Играя на гуслях в кругу нашей свиты,

И низко поклонится нашей земле.

Сегодня, как прежде, наш город встречает

Гостей новгородских, танцоров, певцов,

Своих земляков имена прославляет

И мудростью сердца делиться готов.

Гуляйте, рушане, и славьте наш город,

Трудом украшая родимый свой дом.

Пусть город наш будет по-прежнему молод,

И счастье навеки поселится в нём.

Г.Соловухина.

На самом деле днём рождения Старой Руссы считается 12 июля. Уже давно стало традицией в этот день проводить День города и приуроченную к этому празднику – Петровскую ярмарку. А сам этот день в народе называется Петров день. А чем же знаменит он для России, для истории государства, для народа?

Многие слово «Петровская» связывают с именем Петра I. Будучи великим реформатором и зачинателем многих славных дел в государстве, Пётр I, тем не менее, имеет весьма косвенное отношение к Петрову дню и Петровской ярмарке. Хотя именно он прославил в нашем Отечестве имена двух первоверховных апостолов – двух учеников Христа более всех совершивших в деле проповеди христианства — Петра и Павла.

Апостолы Пётр и Павел

Апостол Петр (в 65 г. н. э.) — имя, данное Иисусом Христом его ближайшему ученику Симону, который первый провозгласил Иисуса Мессией (Христом). Это о нем Иисус сказал: “Ты — Петр, и на камне сем я воздвигну церковь свою, и врата адовы не одолеют ее”. (Греческое Petros означает камень, скала). После Воскресения Христа апостол Петр возглавил Иерусалимскую христианскую общину, стал первым римским епископом.

Апостол Павел (67 г. н. э.), нареченный Савлом, долгое время был гонителем христиан, но божественным явлением света и голоса Божьего, по дороге в Дамаск, преображен в Павла. Став учеником Христа, проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании.

Слова Иисуса Христа “в мире скорбни будете” сбылись в точности для Петра и Павла. Св. апостол Петр три раза был заключен в темницу, подвергался побоям, умер мученической смертию: был распят головою вниз. Св. апостол Павел был многократно при смерти, три раза иудеи били его палками, однажды побивали камнями, три раза он терпел кораблекрушения, ночь и день пробыл в глубине морской и за проповедь свою был обезглавлен.

Петр Великий сделал этих первоверховных апостолов покровителями Санкт-Петербурга, назвав в честь первого — город, а в честь обоих — Петропавловский собор.

В народе день памяти апостолов именуют Петровки, Петров день, Петры-Павлы, Петрово говейно, день Петра — рыболова, Петр — золотые ключи.

Последний был олицетворением солнца, как, к примеру, Илья-пророк — грома. Этот день издавна связывался с солнечной символикой. Считалось, что в Петровки солнце играет, переливаясь различными цветами так ярко, что больно смотреть. Такое явление природы можно наблюдать лишь 2 раза в году — на Петров день и на Пасху.

В старину на Руси существовал обычай: с вечера отправлялись в поле “караулить солнце”. Молодежь веселилась всю ночь напролет, водили хороводы, пели, а когда звезды и небо светлели, заводили песнь, призывающую светило.

С Петровок в деревнях начиналась кипучая деятельность: косили сено, вывозили до поля навоз, готовились к озимому севу. О Петровках говорили:

— С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.

— С Петрова дня зарница хлеб зорит.

— До Петрова вспахать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять. Пахать да боронить — денечка не обронить (о севе озимых).

— Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (об уборке сена).

Многие певчие птицы умолкали к Петрову дню:

— Соловей поет до Петрова дня.

— Кукушка кукует до Петрова дня — ячменным колосом подавилась.

Становились короче дни. К Петрову дню вода в реках умеженится (межень воды — средний уровень, какой устанавливается после половодья, по старому стилю — в июне, до чрезмерной засухи). Придет Петрок — сорвет листок…

Утром в Петровки хозяйки выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах; увидев, обвязывали нежный, совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: “Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы”. Этот языческий обряд заменили впоследствии молитвой царю Константину и матери его Олене (равноапостольные Св. Константин и Св. Елена).

Петров день — конец Петровского поста, который идет, по церковному календарю, вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня и кончается 11 июля — накануне дня памяти апостолов Петра и Павла. Петровский пост считался голодным, потому что не было еще свежих овощей и грибов, а заготовленные на зиму уже подошли к концу. Говорили в народе так: Петров пост — бабий копеж (копление, сбережение) — во время Петрова поста полагалось копить масло, яйца, сыр, творог. В Петров день кумы дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов жениха ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр. Петров день на Руси был сроком суда, днем взимания пошлины, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян. Был этот день торговлей знатен. В этот день или чуть раньше начинались знаменитые петровские ярмарки.

Вот, что вспоминает о ярмарочной торговле наш земляк, краевед Михаил Поляков, в его свидетельствах можно найти описание старого Гостиного двора 1915-1918 годов. Вот что он пишет:

…«Железная дорога, судоходная река и почтовый  тракт, очевидно, сделали наш городок торговым. Действительно, было бы роскошью для небольшого городка иметь три торговых площади -  базарную, конную и сенную и добротный, просторный гостиный двор.

Каменный гостиный двор тянулся вдоль главной улицы на протяжении двух кварталов. Сводчатые, приземистые, крытые галереи шелковых и галантерейных линий со сверкающими витринами, уставленными всевозможными товарами, были облеплены кричащими вывесками и рекламой.

На большую базарную площадь с готической водонапорной башней в центре выходили бакалейные, щепные, шорные и железно-скобяные  лавки. Напротив, через улицу, второй ряд лавок местных купцов сливался с морем лотков и палаток верейского и мясного базаров. Магазинов, лавок и лабазов (лабаз – торговое помещение, преимущественно на рынке или базаре, для торговли зерном, мукой) в городе было значительно больше, нежели в них ощущалась потребность.

Торговля была в основном рассчитана на близлежащую округу. Об этом  говорило и множество агентств и представительств столичных и московских фирм, занимавших самые лучшие магазины гостиного двора. Основная цель этих агентств была  в первую очередь – оптовая торговля.

Конечно, они с шиком торговали и в розницу, но розничная торговля была в полном и безраздельном владении местных купцов-богатеев.

Если в яркий и солнечный день или перед каким-либо праздником приходилось попадать в гостиный двор, то голова кружилась от блеска  и крика громадных вывесок. Тут были русские и иностранные названия. Вот роскошный магазин изящных вещей и мод Конгейма, мануфактра «Товарищество Эмиль Циндель», «Савва Морозов и сыновья», «Фейертаг – аптекарские товары», «Брокар» и «Ралле – парфюмерия и косметика». Тут же витрины местных воротил-мануфактурщиков Вознесенского, братьев Мячиных, Голиковых, сверкающие самоцветами и золотом ювелирные магазины Перцовского и Розенцвейга, «Швейные машины «Зингер».

А на другой, бакалейной стороне гостиного двора – «Блигкен и Робинсон», «Жорж Борман»; чай «Губкин и Кузнецов», «Сергей и Василий Перловы» и море лавок местных купцов – Долгополовых, Потыкаловых, Вихоревых, Токаревых и далее  без конца…»…

…Апофеозом лета являлись ярмарки  Петровская и Ильинская. Ярмарка для Старой Руссы была большим событием. На две недели она оживляла провинциальную жизнь. Разноязычный говор стоял в ярмарочном городке с утра до поздней ночи. Пахло медовыми пряниками, жареными пышками, турецкими стручками и горячими вафлями.  Под полотняными навесами ларьков и балаганов шёл бойкий торг. Чем тут только не торговали! А какие были игрушки, сладости и другие вещи, милые детскому сердцу..»

Материал подготовлен на основании  источников:

Владимирова О. «Возрождение Руссы торговой?» // Старая Русса.- 2001.-10 июля.

Владимирова О.  Что за «Петров день» мы празднуем //Старая Русса.- 2001.- 7июля.

Фотографии из открытых источников сети Интернет

Обновлено (12.07.2019 09:41)