16+

История Старой Руссы в лицах и событиях

 

 

 

Глубокий взор вперив на камень,

Художник нимфу в нем прозрел,

И пробежал по жилам пламень,

И к ней он сердцем полетел.

Но, бесконечно вожделенный,

Уже он властвует собой:

Неторопливый, постепенный

Резец с богини сокровенной

Кору снимает за корой.

В заботе сладостно-туманной

Не час, не день, не год уйдет,

А с предугаданной, с желанной

Покров последний не падет,

Покуда, страсть уразумея

Под лаской вкрадчивой резца,

Ответным взором Галатея

Не увлечет, желаньем рдея,

К победе неги мудреца.

Е.Баратынский

В этом году  исполняется 120 лет со дня рождения Николая Васильевича Томского. (Его настоящая фамилия - Гришин).  Родился Николай Васильевич 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в большом селе Рамушево, что под Старой Руссой. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь вошла в его сердце любовь к родной природе, к  «малой родине» с ее неброской и щемящей душу красотой. В Рамушеве Николай Томский жил и хозяйствовал (точнее - крестьянствовал) до 1919 года: в годы первой мировой войны его отца призвали в армию и Николай остался в большой семье единственным работником.

 

В девятнадцать лет его призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним - Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых.

Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На работы Томского обратил внимание руководитель драмкружка - известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: «Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем».


Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Николая. В 1923 году, после демобилизации из армии, он едет учиться в Петроград и поступает на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу на этом факультете он успешно окончил в 1927 году.


Впервые Николай Томский выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. "Ленинская" тема надолго станет одной из ведущих тем  мастера. История нашей страны советского периода полна противоречий, неоднозначно и ныне отношение россиян к крупнейшим политическим фигурам недавнего прошлого и, соответственно, к их художественным изображениям, памятникам. Несмотря на это, рушане с уважением сохраняют память о своем знатном земляке-скульпторе и его работам. В 1967 году к 800-летию Старой Руссы около здания горкома КПСС был установлен бюст В.И. Ленина, переданный Николаем Томским в качестве подарка к юбилею родного города. Ещё раньше, в 1948 году, скульптор выполнил гипсовый памятник Ленину, который простоял до ноября 1985 года. 5 ноября 1985 года, в большой торжественной обстановке на том же месте был установлен памятник вождю революции в  бронзе, выполненный группой скульпторов под руководством Н.В. Томского, по просьбам тружеников Старой Руссы. Жители города любят и берегут памятник, к его подножию часто возлагают цветы ветераны, молодожены и гости города.

 

Памятники В.И. Ульянову (Ленину) Старая Русса

Ленинская тема была  не единственной темой в творчестве скульптора. Сама бурно развивавшаяся и изменявшаяся жизнь страны, темы современности привлекали художника. А это проявлялось в видных людях. В 1928-30 годах Томский создает бюсты А.М. Горького, А.В. Луначарского, К.Е.Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса (1932 г.). В это же время он несколько лет занимался реставрацией архитектурных памятников Ленинграда, был помощником известного скульптора С.М. Орлова. В 1934 году Николай Томский  создает статую «Танкист», в 1938 году - статую кузнеца А. Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения. С увлечением работая над воплощением образа современника в монументальной скульптуре, Томский все чаще обращается к портретному жанру.

Памятник С.В. Кирову. Санкт-Петербург

В конце 30-х годов Томский попробовал себя в героической теме, создав памятник С.М. Кирову в Ленинграде, М.В Ломоносову, М.И. Кутузову в Москве, адмиралу Нахимову в Севастополе. За монумент С.М. Кирову Томский был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему мировую известность в стране.

Памятник М.И. Кутузову. Москва

Памятник П.С. Нахимову. Севастополь

Великая Отечественная война с неизбежностью внесла в творчество Николая Томского новые темы, посвященные защите Родины, борьбе с врагом. Находясь в блокадном Ленинграде, он принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6×5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
Он также принимает участие в создании трех больших барельефов: «Гитлер и Наполеон», «Родина зовет» и «На защиту Ленинграда». Победоносное завершение Великой Отечественной войны и разгром фашизма способствовали дальнейшему развитию изобразительного искусства, в частности - монументальной и станковой скульптуры.

Во многих городах и весях нашего некогда обширного Союза можно было увидеть скульптурные работы Николая Томского  - в Вильнюсе (памятник генералу армии дважды герою Советского Союза И.Д. Черняховскому, 1950 г.), в Белгороде (памятник генералу армии И.Р. Апанасенко, 1949 г.), в Великом Новгороде (где по просьбе пионеров он создал памятник Герою Советского Союза юному партизану Лене Голикову, 1961 г.).


Памятник Лене Голикову. Великий Новгород

Николай Васильевич Томский воспитал плеяду одаренных мастеров, много времени уделяя воспитанию молодых художников. С 1958 года Томский был членом Президиума, а с 1968 по 1983 год - президентом АХ СССР. Состоял почетным членом ряда зарубежных академий искусств.

Николай Томский уделял немало внимания своему родному городу. Приезжая в Старую Руссу он всегда интересовался новыми сведениями по истории родного края, особенно - подвигами рушан в первой и второй мировых войнах. Весьма сожалел, что местная администрация в свое время не согласилась с его проектом памятника из мрамора и гранита воинам Северо-Западного фронта.

Создав для Новгорода памятник Лене Голикову, скульптор не оставлял мысли сделать что-то подобное для Старой Руссы, в районе которой были сформированы первые в Великой Отечественной войне бригады народных мстителей и где в бывшем Белебелковском районе возник Партизанский край.

Старорусской картинной галерее он подарил около 60 скульптурных портретов и композиций. Эти замечательные работы с конца 1984 года теперь постоянно доступны многочисленным посетителям краеведческого музея. В 1967 году Н.В. Томскому была вручена лента и Диплом о присвоении звания «Почетный гражданин города Старая Русса».

Скончался Николай  Васильевич Томский 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Он однажды написал: «Искусство должно нести людям радость, поднимать в них светлые чувства гордости и любви к своему народу, к Родине, ибо Родина является стимулом для подвигов, для всех благородных и возвышенных поступков человека». Эти мудрые слова, как теперь мы видим, могут быть отнесены и к творчеству самого скульптора. Не зря в русском языке принято говорить об Отечестве с особой любовью: «родина-мать», «матушка Русь».  Будем же всегда достойны нашей большой и малой Родины и помнить лучших ее сынов и дочерей! Верным сыном матушки-России был и скульптор Николай Томский, наш земляк.

Литература:

  • Бернаскони Л.  Ваятель // Новгородская правда.- 1980.- 25 декабря.- с. 3
  • Дроздов А.С. Скульптор Николай Томский: Страницы жизни/Интернет-альманах "Соборная сторона"
  • Защитить и спасти // Старая Русса.- 1994.- 1 ноября.- с.3
  • Николай Васильевич Томский: Альбом.- М.: Изобразительное искусство. 1976
  • Савинова И.   Показать человеку его красоту// Новгородский комсомолец.- 1973.- 22 марта.- с. 3
  • Томский Н.В.  Прекрасное и народ: Сборник статей.- М.: Издательство Академии художеств, 1961

В 1967 году к 800-летию Старой Руссы около здания горкома КПСС ( ныне в нем размещаются народный суд и редакция газеты "Старая Русса") был установлен бюст В.И.Ленина, переданный Николаем Томским в качестве подарка к юбилею родного города. Еще раньше, в 1948 году, скульптор выполнил гипсовый памятник Ленину, который простоял до ноября 1985 года . 5 ноября 1985 года в большой торжественной обстановке на этом же месте был установлен памятник В.И.Ленину в бронзе, выполненный группой скульпторов под руководством Н.Т. по просьбе тружеников Старой Руссы и района. До сих пор большинство жителей оберегают памятник, к его подножию иногда возлагают цветы молодожены и ветераны Старой Руссы, гости нашего города.

Обновлено (27.04.2020 23:05)