Сварог Василий Семёнович

Культура и искусство
Сварог  Василий Семёнович
Полное имя
Сварог Василий Семёнович
Дата рождения
5 марта 1883
Место рождения
г. Старая Русса
Дата смерти
31 декабря 1946
Место смерти
г.Москва
Похоронен
Новодевичье кладбище, г. Москва
Профессия
русский, советский художник
Образование
Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге.
Награды
Орден Трудового Красного Знамени (16.07.1943);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946).
В. С. Сварог (Корочкин) родился 5 (18) марта 1883 г. в г. Старая Русса в семье бедного крестьянина. С детских лет он увлекается рисованием, и в город¬ском училище юноша привлекает «к себе внимание своими способностями и одаренностью.
В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Сварог поступил в Петербургское художественное училище Штиглица. Определенное влияние на развитие природ¬ных способностей юноши оказали В. Е. Савинский, Н. А. Кошелев, А. Н. Новоскольцев, П..И. Долгов. Уже в ту пору В.Е. Савинский, наблюдательный и вдумчивый художник-педагог, по, достоинству оценил талант В. С. Сварога.

После окончания художественного училища, с 1900 года, Сварог сотрудничает в петербургских иллюстрированных, журналах «Живописное обозрение», «Пу¬лемет», «Волшебный фонарь», «Солнце России» и др. Революция 1905 года глубоко захватила; художника. Он работает в ряде революционных журналов. Его острые сатирические рисунки и карикатуры на самодержавие постоянно печатаются на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников.
В 1911 году В. С. Сварогу присуждается первая премия на конкурсе, организованном редакцией, журнала, «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Л. Н.. Толстого.

Решающее значение для развития для активизации реалистических начал дарования В. С. Сварога имела встреча его с И. Е. Репиным. Летом 1915 года Василий Семенович познакомился с сыном Репина Юрием и написал его портрет, который привел Илью Ефимовича, в восторг. Завязалось знакомство, имевшее для Сварога, как говорил он сам, особое значение. Частое пребывание у Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние на направленность творчества Сварога; (автопортреты: 1923, 1926 г., портреты О. А. Кистеровой, Л. С. Сварог и др.).
Лучшим произведением этого периода является «Портрет матери» (1916 г., холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. Художник вложил в него свои глубокие» чувства и переживания. Мысленно представляешь себе трудный, безрадостный путь, пройденный этой женщиной, одной из тысяч матерей России.

У Репина Сварог учился: мастерству, реалистическому видению "и отображению жизни. Общение с выдающимся портретистом сыграло решающую роль в форми¬ровании Сварога как художника и. гражданина. По совету и рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников. Начиная с 1916 года Сварог выставляет свои работы на передвижных выставках.
Параллельно с живописью художник серьезно занимается музыкой. Одарен-ный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, В. С. Сварог специализируется в игре на гитаре испанского строя и выступает как солист-виртуоз на концертах (1907—1908 гг.).

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед искусством новые художественно-политические задачи, и В. С. Сварог был в числе пер¬вых художников, откликнувшихся на зов революции. По его словам, в этот период он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». Художник принимает активное участие в украшении Петрограда в дни празднования первой годовщины Октября, создает портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В, И, Ленина, М. С. Урицкого, В. Володарского,

С 1919 по 1922 год В.С. Сварог живет в городе Старая Русса. В течение трех лет худож¬ник активно работает по при¬влечению самых широких слоев народных масс к искусству и культуре. Он увлекся органи¬зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива, был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для подростков. Это был одновременно и организатор и исполнитель всего — начиная от декораций и кончая ведущими оперными партиями.

Не прекращает Сварог своей деятельности и как художник. Он создает ряд произведений, отличающихся высоким уров¬нем колористического решения и большой чуткостью к характеру портретируемого («Старая. Русса. Рогачевка», «Портрет Васи Ушакова», «Женский портрете, «Дети» и др).
Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. С. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Художник не при¬знавал дилетантства в искусстве, он неустанно совершенствовал свое мастерство постоянными упражнениями. И не случайно, по меткому выражению И. Э. Грабаря, «Сварог силен не в одной акварели, и в карандаше, в пере, во всевозможных графических техниках».

В 1925 году В. С. Сварог по¬лучил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
Творческую работу Сварог совмещал с педагогической дея¬тельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. Щедро передавал он молодежи свой богатый опыт и знания худож¬ника-реалиста, помогая форми¬рованию квалифицированных кадров.

С 1929 года постоянное местожительство В. С. Сварога — Москва. И московский пе¬риод начинается у него под знаком историко-революционной темы: появляется серия картин, посвященных событиям 1905 года («Преда-тельство Гапона», «Тайная типография», «Гибель Потемкина»).
Творчество Сварога в 30-е годы - это живопись зрелого мастера. Появляется значительное количество портретов в блестящей технике графического и чер-ного карандаша, в которых с безукоризненной верностью и тонкой характеристикой запечатлены образы самых разных людей (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, В. С. Зверева).
Художник пристально и вдумчиво всматривается во все явления, происходя-щие в нашей стране. Он откликается на проблемы культурной революции, индустриального строительства, коллективизации сельского хозяйства. Тема эта решается в откровенной жизнерадостной и задорной манере («Арматурщики», «Волховстрой», «Днепрострой», «Кузнецкстрой», «Магнитострой» и др.).

Одновременно В. С. Сварог глубоко интересовался жизнью и бытом воинов Красной Армии мирного времени. Всестороннее знакомство с Советскими Вооруженными Силами дало художнику материал для двадцати четырех акварелей, объединенных под общим заглавием «Красная Армия на маневрах».
На протяжении 1932—1941 годов Сварог создал лучшие произведения совет-ского периода: натюрморт «Гитара» (1934 г.), «Больная» (1935 г.), «После штор¬ма» (1936 г.), «Рождение поэмы» (1937 г.), «Портрет Маяковского» (1940 г.), «Портрет Чайковского» (1940 г.).

С первых дней Великой Отечественной войны В.С. Сварог, как и все советские художники, стал энергично работать над созданием плакатов, рисунков, настенных картин, воодушевляющих народ на героические подвиги. В 1942 году В.С. Сварог закончил всю последнюю картину – сложную, многофигурную композицию «Степан Разин». В конце этого же года в следствии несчастного случая художник тяжело заболел. 31 декабря после продолжительной болезни художник скончался.

Творчество Василия Семеновича занимает почетное место в русском искусстве. Оно близко нам жизнерадостной бодростью, искренностью, горячим интересом к жизни нашей Родины.