Томский Николай Васильевич

Культура и искусство
Томский  Николай Васильевич
Полное имя
Томский Николай Васильевич
Дата рождения
19 декабря 1900
Место рождения
д. Рамушево, Старорусский уезд, Новгородская губерния, Российская империя.
Дата смерти
22 ноября 1984
Место смерти
г. Москва
Похоронен
Новодевичье кладбище г.Москвы
Профессия
советский скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель.
Образование
скульптурный факультет Художественно-педагогического техникума (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха)
Награды
Герой Социалистического Труда (1970);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947);
Народный художник РСФСР (1951);
Народный художник СССР (1960);
Ленинская премия (1972) — за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970);
Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1939);
Сталинская премия первой степени (1948) — за скульптурный портрет И. Д. Черняховского;
Сталинская премия второй степени (1949) — за скульптурные портреты А. И. Покрышкина, П. А. Покрышева и А. С. Смирнова;
Сталинская премия первой степени (1950) — за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства»;
Сталинская премия второй степени (1952) — за мраморный бюст Н. В. Гоголя;
Государственная премия СССР (1979) — за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте;
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) — за памятник М. И. Кутузову в Москве;
Три ордена Ленина (1967, 1970, 1980);
Орден Октябрьской Революции (1976);
Орден Трудового Красного Знамени (1960);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «За оборону Ленинграда»;
Орден Карла Маркса (ГДР);
Почётный гражданин Старой Руссы (1967).
Мало кто знает, что настоящая фамилия нашего именитого земляка Н.В.Томского (далее - Н.Т.) - Гришин. Он родился 19 декабря 1900 года в семье кузнеца в большом селе Рамушево, что под Старой Руссой. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь вошла в его сердце любовь к родной природе, к " малой родине " с ее неброской и щемящей душу красотой.

В Рамушеве Николай Томский жил и хозяйствовал (точнее - крестьянствовал) до 1919 года: в годы первой мировой войны его отца призвали в армию и Николай остался в большой семье единственным работником. В девятнадцать лет его призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата.

В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним - Томский, оставшийся с ним затем на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На работы Томского обратил внимание руководитель драмкружка - известный художник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он-то и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем ".

Этот добрый совет мастера решил дальнейшую судьбу Николая. В 1923 году, после демобилизации из армии, он едет учиться в Петроград и поступает на скульптурный факультет художественно-производственного техникума. Учебу на этом факультете он успешно окончил в 1927 году. Уже в 1925 году в Ленинградском государственном музее Революции открылась выставка, посвященная памяти В.И.Ленина.

История нашей страны советского периода полна противоречий, неоднозначно и ныне отношение россиян к крупнейшим политическим фигурам недавнего прошлого и, соответственно, к их художественным изображениям, памятникам. Несмотря на это, старорусцы с уважением сохраняют память о своем знатном земляке-скульпторе, в частности - через две заметные художественные работы из "ленинской галереи". Историю трудно переделать, ибо все в ней было - и светлое, и темное…. Любые памятники лучше сохранять независимо от политических "установок" эпохи: так делают это в Англии, Финляндии, Франции и других странах мира.

Ленинская тема была не единственной темой в творчестве скульптора. Сама бурно развивавшаяся и изменявшаяся жизнь страны, темы современности привлекали художника. А это проявлялось в видных людях. И вот в 1928-30 годах Н.Т. создает бюсты А.М.Горького, А.В.Луначарского, К.Е.Ворошилова. Первой работой Томского в монументальной скульптуре был бюст К.Маркса (1932 г.). В это же время он несколько лет занимался реставрацией архитектурных памятников Ленинграда, был помощником известного скульптора Орлова.

В 1934 году Н.Т. создает статую " Танкист ", в 1938 году - статую кузнеца А.Бусыгина, одного из зачинателей стахановского движения. С увлечением работая над воплощением образа современника в монументальной скульптуре, Томский все чаще обращается к портретному жанру. В конце 30-х годов Томский попробовал себя в героической теме, создав памятник С.М. Кирову в Ленинграде, М.В.Ломоносову, М.И.Кутузову в Москве, адмиралу Нахимову в Севастополе. За монумент С.М. Кирову Томский был удостоен Государственной премии СССР. Можно считать, что это был первый крупный успех талантливого художника-реалиста, принесший ему мировую известность в стране.
Великая Отечественная война с неизбежностью внесла в творчество Николая Томского новые темы, посвященные защите Родины, борьбе с врагом. Он принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон ", "Родина зовет" и "На защиту Ленинграда". Победоносное завершение Великой Отечественной войны и разгром фашизма способствовали дальнейшему развитию изобразительного искусства, в частности - монументальной и станковой скульптуры.

Во многих городах и весях нашего некогда обширного Союза можно было увидеть скульптурные работы Н.Т. - в Вильнюсе (памятник генералу армии дважды герою Советского Союза И.Д.Черняховскому, 1950 г.), в Белгороде (памятник генералу армии И.Р.Апанасенко, 1949 г.), в Великом Новгороде (где по просьбе пионеров он создал памятник Герою Советского Союза юному партизану Лене Голикову, 1961 г.).

Николай Томский воспитал плеяду одаренных мастеров, много времени уделяя воспитанию молодых художников. С 1958 года Н.Т. был членом Президиума, а с 1968 по 1983 год - президентом АХ СССР. Состоял почетным членом ряда зарубежных академий искусств.
Николай Томский уделял немало внимания своему родному городу. Приезжая в Старую Руссу он всегда интересовался новыми сведениями по истории родного края, особенно - подвигами рушан в первой и второй мировых войнах. Весьма сожалел, что местная администрация в свое время не согласилась с его проектом памятника из мрамора и гранита воинам Северо-Западного фронта, а приняла услуги каких-то "ремесленников", ставящих памятники-близнецы.

Создав для Новгорода памятник Лене Голикову, скульптор не оставлял мысли сделать что-то подобное для Старой Руссы, в районе которой были сформированы первые в Великой Отечественной войне бригады народных мстителей и где в бывшем Белебелковском районе возник Партизанский край. Старорусской картинной галерее он подарил около 60 скульптурных портретов и композиций. Эти замечательные работы с конца 1984 года теперь постоянно доступны многочисленным посетителям краеведческого музея.

В 1967 году Н.В.Томскому была вручена лента и Диплом о присвоении звания "Почетный гражданин города Старая Русса". Скончался Николай Томский 22 ноября 1984 года. Он однажды написал: "Искусство должно нести людям радость, поднимать в них светлые чувства гордости и любви к своему народу, к Родине, ибо Родина является стимулом для подвигов, для всех благородных и возвышенных поступков человека".

Эти мудрые слова, как теперь мы видим, могут быть отнесены и к творчеству самого скульптора. Не зря в русском языке принято говорить об Отечестве с особой любовью: "родина-мать", "матушка Русь". Будем же всегда достойны нашей большой и малой Родины и помнить лучших ее сынов и дочерей! Верным сыном матушки-России был и скульптор Николай Томский, наш земляк.

Источники:
1. Бернаскони Л. Ваятель// Новгородская правда.- 1980.- 25 декабря.- с. 3
2. Защитить и спасти// Старая Русса.- 1994.- 1 ноября.- с.3
3. Николай Васильевич Томский: Альбом.- М.: Изобразительное искусство. 1976